Виды и классификация канализационных люков
Канализационные люки – инженерные изделия, фиксирующиеся над колодцами подземных коммуникаций. Они предотвращают попадание внутрь мусора, грязи, различных предметов, а также исключают случайное проваливание людей и животных. За счет них создается простой доступ к инженерным системам для проведения ремонта и планового обслуживания. Люки используются на автомобильных трассах, улицах, зеленых территориях и приусадебных участках. Изготовление выполняется по стандартным типоразмерам, что позволяет им подходить под параметры колодцев.
Формы канализационных люков: какие бывают и где применяются?
Разные типы канализационных люков отличаются простой конструкцией. Изделия состоят из корпуса (основа), устанавливающегося на верхнюю часть колодца, а также крышки, использующейся для закрытия.
В зависимости от формы люки бывают:
- Круглыми. Самый востребованный вид изделий. Они обладают удобной и компактной конструкцией, а также лишены острых граней. При открытии люк не проваливается в колодец. Нагрузка на поверхность крышки с внешней стороны распределяется равномерно. Облегчить транспортировку круглых люков позволяет их перекатывание.
- Квадратными. Устанавливаются на колодцы ливневой канализации. При их использовании нужно учитывать внешнюю нагрузку и диагональное переворачивание. Они практически не используются на дорогах с высоким трафиком.
По назначению канализационные люки бывают:
- Смотровые. Позволяют отслеживать техническое состояние подземных коммуникаций. Они используются при наличии поворотов и ответвлений. Их применяют, когда меняется диаметр или трубопровод располагается под уклоном.
- Накопительные. Гарантируют простой доступ к накопительным емкостям с целью выполнения откачки нечистот.
- Ливневые. Предназначены для монтажа на дождевые колодцы.
Классификация люков по материалу
Типы крышек люков по материалу изготовления:
Чугунные
Люки из чугуна отличаются большим запасом прочности, универсальностью и долговечностью. Материал не деформируется от перепадов температуры, контакта с химическими веществами, ГСМ, солями и кислотами. Чугунные люки используются на автомобильных дорогах, шоссе, территории автопарков, в терминалах, где производятся погрузочные/разгрузочные работы и местах выполнения контроля веса. Срок службы изделий составляет более 100 лет.
Пластиковые
Состоят из термопластичного полимера. Изделия получают с помощью метода литья под воздействием давления. Чтобы повысить прочность и долговечность выполняется армирование с помощью стеклопластиковой арматуры. Пластиковые люки демонстрируют стойкость к воздействию высокой/низкой температуры. Они отличаются малым весом и при необходимости окрашиваются в любой цвет.
Полимерно-песчаные
Для их производства задействуется полимерная смесь вместе с песком и оксидом железа. Сбалансированный состав делает полимерно-песчаные люки долговечными. Доступность изделий объясняется использованием сырья из переработанных материалов. Производство люков методом прессования обеспечивает отличную герметичность.
Преимущества:
- Длительный срок службы.
- Малый вес.
- Устойчивость к высокой/низкой температуре.
- Отсутствие искры.
- Возможность окрашивать в любой цвет.
- Стойкость к коррозии.
- Доступность.
- Большой диапазон размеров.
Полимерно-песчаные люки делятся на легкие (6 тонн), средние (12 тонн) и тяжелые (25 тонн).
Классы нагрузки и маркировка канализационных люков
Для удобства использования канализационных люков производители наносят маркировку на их поверхность. Информация отображается в виде букв, которые имеют расшифровку:
- В – водопроводная сеть.
- К – канализация.
- ТС – тепловые системы.
- Д – канализация (дождь).
- ГТС – городская телефонная связь.
- МГ – газ.
- ГС – газораспределяющая сеть.
- ПГ – гидранты.
На поверхности люков могут быть рисунки вместо букв. Знак молнии указывает на электротехническую сеть, а телефон - на телефонную.
С учетом особенностей применения изделий они бывают:
- Легкими (Л). Допустимая нагрузка на основание не более 1.5 тонны. Они располагаются на газонах, тротуарах и дорожках для пешеходов. Весит изделие 65 кг.
- Средними (С). Нагрузка на изделие составляет 12.5 тонны. Средние люки можно обнаружить в густонаселенных жилых кварталах и на автомобильных парковках.
- Тяжелыми (Т). Номинальная нагрузка равняется 25 тонн. Предназначены для размещения на автомагистралях с высоким потоком транспорта.
- Сверхтяжелые (СТ). Выдерживают нагрузку до 60 тонн. Используются в местах базирования военной техники, на предприятиях и аэродромах.
- Тяжелыми магистральными (ТМР). Разрешенная нагрузка – до 40 тонн. Благодаря высокой прочности и стойкости в повреждениям их устанавливают на скоростных шоссе.
Заключение
Канализационные люки незаменимы для колодцев инженерных коммуникаций. Они предотвращают засорение систем, а также обеспечивают безопасность для передвижения людей, животных и передвижения на транспорте. Для изготовления люков мы используем качественное сырье, что делает их долговечными, устойчивыми к перепадам температуры, химикатам и механическим повреждениям.
Чтобы защитить коммуникации, а также получить быстрый доступ для проведения их обслуживания и ремонтных работ, необходимо правильно подобрать люк под размер колодца. Подбирая изделия, нужно учитывать тип инженерных систем, допустимые нагрузки, месторасположение люка и климат региона. При использовании металлические или пластиковые крышки обязаны плотно прилегать к колодцу. Их поверхность должна быть шероховатой и обеспечивать отличные сцепные свойства с автомобильными покрышками и обувью. Наличие запорного устройства предотвращает открытие люка.